Этнобота?ника — наука, исследующая взаимодействия людей с растениями. От «этно» — исследования людей и «ботаника» — исследования растений. Этноботанику считают ветвью этнобиологии[en].
Основная задача этноботаники — узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, для строительства, в качестве инструментов, денег, одежды,ритуалов и т. п., и какова роль растений в социальной жизни.
Хотя термин «этноботаника» не использовался до 1895, когда американский ботаник Джон Уильям Харшбергер впервые употребил его, но история этноботаники значительно древнее.
В 77 году н. э. греческий врач Диоскорид издал книгу «Лекарственные вещества» (лат. De Materia Medica), этот иллюстрированныйтравник содержал информацию о 600 растениях Средиземноморья и том, как и когда необходимо собирать определённый видрастений, является ли оно ядовитым или годным в пищу, как его использовать при врачевании. В течение долгих лет, вплоть до позднего Средневековья, этот травник был непререкаемым авторитетом.
В 1542 Леонарт Фукс опубликовал свой труд «Описание растений» (лат. De Historia Stirpium), где было описано 400 растенийГермании и Австрии.
Большим прорывом европейской науки в изучении растений стал объёмный, хорошо иллюстрированный, труд Франсиско Эрнандеса«История растений Новой Испании» (1570—1577)[1], выполненный по заказу короля Испании Филиппа II. В книгу вошли описания более 3000 растений и 500 животных, существовавших на территории современной Мексики. В то же самое время, но несколько более краткую работу о растениях в своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576) написалБернардино де Саагун. Обе книги опирались на сведения ацтеков об окружающем их мире, а потому могут считаться такими, которые мало подверглись европейскому влиянию[2]. В дальнейшем рукопись Саагуна была забыта, но книга Эрнандеса была неоднократно заимствована другими учёными: Хосе де Акоста, Нардо Антонио Рекки, Фабио Колонна, Хайме Онорато Помаром, Грегорио Лопесом,Федерико Чези, Хуаном Барриосом, Иоганом де Лаэтом, Иоаном Эусебио Ньерембергом, Вильямом Пизо, Робертом Лавэлом, Джоном Рэем, Джеймсом Ньютоном и другими[3][4].
Джон Рэй (1686—1704) в своей «Истории растений» (лат. Historia Plantarum) ввёл понятие однодольных и двудольных по примеру разделения людей на мужчин и женщин.
В эпоху Великих географических открытий европейские мореплаватели привозили домой новые растения, в это время были открыты основные европейскиеботанические сады.
Основная задача этноботаники — узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, для строительства, в качестве инструментов, денег, одежды,ритуалов и т. п., и какова роль растений в социальной жизни.
Хотя термин «этноботаника» не использовался до 1895, когда американский ботаник Джон Уильям Харшбергер впервые употребил его, но история этноботаники значительно древнее.
В 77 году н. э. греческий врач Диоскорид издал книгу «Лекарственные вещества» (лат. De Materia Medica), этот иллюстрированныйтравник содержал информацию о 600 растениях Средиземноморья и том, как и когда необходимо собирать определённый видрастений, является ли оно ядовитым или годным в пищу, как его использовать при врачевании. В течение долгих лет, вплоть до позднего Средневековья, этот травник был непререкаемым авторитетом.
В 1542 Леонарт Фукс опубликовал свой труд «Описание растений» (лат. De Historia Stirpium), где было описано 400 растенийГермании и Австрии.
Большим прорывом европейской науки в изучении растений стал объёмный, хорошо иллюстрированный, труд Франсиско Эрнандеса«История растений Новой Испании» (1570—1577)[1], выполненный по заказу короля Испании Филиппа II. В книгу вошли описания более 3000 растений и 500 животных, существовавших на территории современной Мексики. В то же самое время, но несколько более краткую работу о растениях в своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576) написалБернардино де Саагун. Обе книги опирались на сведения ацтеков об окружающем их мире, а потому могут считаться такими, которые мало подверглись европейскому влиянию[2]. В дальнейшем рукопись Саагуна была забыта, но книга Эрнандеса была неоднократно заимствована другими учёными: Хосе де Акоста, Нардо Антонио Рекки, Фабио Колонна, Хайме Онорато Помаром, Грегорио Лопесом,Федерико Чези, Хуаном Барриосом, Иоганом де Лаэтом, Иоаном Эусебио Ньерембергом, Вильямом Пизо, Робертом Лавэлом, Джоном Рэем, Джеймсом Ньютоном и другими[3][4].
Джон Рэй (1686—1704) в своей «Истории растений» (лат. Historia Plantarum) ввёл понятие однодольных и двудольных по примеру разделения людей на мужчин и женщин.
В эпоху Великих географических открытий европейские мореплаватели привозили домой новые растения, в это время были открыты основные европейскиеботанические сады.