- Регистрация
- 13 Апр 2023
- Сообщения
- 1.580
- Репутация
- 171
- Реакции
- 1.600
- Баллы
- 2.532
- Вещества
- Амф, "мет-амф" (Рецемат, DMeth, Первитин), МЕФ, Ейфор, Шишки, Гаш
Измененное сознание. В Украине водители стали чаще употреблять наркотики, особенно все плохо в крупных городах
В Украине продолжает расти количество нетрезвых водителей, даже несмотря на войну и значительное сокращение населения. При этом доля украинцев, которые садятся за руль в состоянии наркотического опьянения, в среднем по стране выросла с 5,5% до 25% от всех случаев нетрезвого вождения. В абсолютных цифрах ситуация выглядит еще страшнее. Максим Пихо, NGL.media, собрал и проанализировал данные судебного реестра о нетрезвом вождении за последние 10 лет.
NV публикует материал в рамках информационного партнерства.
Интерактивную базу данных с возможностью поиска по конкретным городам и районам можно найти по этой ссылке.
Воскресным утром 15 октября 2023 года 44-летний киевлянин Сергей Королев выехал на своем внедорожнике с паркинга трускавецкого отеля Риксос-Прикарпатье, где тогда отдыхал. Примерно через 10 минут, во время обгона на скорости около 140 км/ч, на встречной полосе он врезался в пассажирский фургончик Volkswagen Caddy. В результате автокатастрофы погибли четыре человека — водитель и трое пассажиров Caddy. Еще четверо, включая виновника, получили тяжелые травмы.
Позже выяснилось, что Королев в момент ДТП находился под воздействием наркотиков. Для него это было обычным делом. Буквально за два дня до того его задержали в таком же состоянии во Львове, а в течение предыдущих нескольких месяцев по меньшей мере пять раз штрафовали за наркотики. За полгода до той автокатастрофы Королева даже лишили водительских прав, но это не спасло людей из Volkswagen Caddy.
На улицах и дорогах становится опаснее
«В прошлом году был установлен антирекорд… 151 тысяча материалов с зафиксированными фактами управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Уже за четыре месяца этого года опять же беспрецедентная статистика: зафиксировали уже почти 50 тысяч случаев управления автомобилем в состоянии опьянения», — заявил несколько месяцев назад в эфире национального телемарафона Алексей Билошицкий, один из руководителей патрульной полиции Украины.Его слова подтверждает статистика. Например, за последние шесть лет в Украине на 50% выросло количество подтвержденных случаев нетрезвого вождения. Об этом свидетельствует анализ около 850 тыс. судебных постановлений о признании вины водителей в течение 2015−2024 годов.
Проведенный NGL.media анализ свидетельствует, что основной причиной такого роста является стремительное увеличение случаев употребления водителями именно наркотиков. Если за десять лет употребление алкоголя выросло всего на 14%, то употребление наркотиков — более чем в шесть раз. В некоторых городах оно уже превышает употребление алкоголя.
Для сбора статистических данных мы решили использовать судебный реестр, поскольку полицейские протоколы по ст. 130 КУоАП иногда являются лишь предположением патрульных. В то же время судебные решения о признании вины водителя юридически фиксируют факт употребления им запрещенных веществ. Кроме того, статистика Национальной полиции содержит только общие данные без разбивки по городам или районам.
Поэтому мы выгрузили из судебного реестра все судебные решения по ст. 130 КУоАП за период с 1 января 2015 года по 30 сентября 2024 года включительно — всего около 1,5 млн постановлений.
Для дальнейшего анализа мы выбрали около 850 тыс. постановлений, где суд признал вину водителя — независимо от дальнейшего наказания или оправдания по каким-то причинам. Нас интересовало только юридически подтвержденное состояние опьянения.
Лингвистический анализ текста судебных решений позволил выделить случаи употребления алкоголя или наркотиков. Количество нарушителей мы определяли по количеству постановлений, когда суд выносил одно решение сразу по нескольким админпротоколам, это считается одним случаем. Если было подтверждено, что водитель находился одновременно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, такие случаи учитывались в графе «наркотики». Впрочем, такое случается не часто — в 2024 году мы обнаружили менее 50 случаев на всю страну.
Случалось, что в течение года суд мог вынести несколько решений по одному и тому же человеку по ст. 130 КУоАП. Однако мы предполагаем, что такие случаи статистически стабильны из года в год, поэтому они несущественно влияют на общий тренд.
Для поквартального и годового анализа использована дата принятия судом соответствующего определения, а не дата правонарушения.
Особенно заметно в городах
Тенденция к стремительному увеличению случаев вождения в состоянии наркотического опьянения наблюдается в большинстве крупных городов Украины — и выглядит еще хуже, чем в среднем по стране. Например, по сравнению с 2015 годом, во Львове теперь такие случаи происходят в 14 раз чаще, а в прифронтовом Харькове — в 48 раз чаще.
Критическая ситуация отчетливо заметна в Днепре, где употребление наркотиков водителями превышает алкоголь уже пять лет. Похожая ситуация и в Кривом Роге, где наркотики были больше распространены в 2019—2022 годах.
Интересно, что, скажем, в Одессе до 2020 года фиксировали меньшую долю водителей в состоянии наркотического опьянения, чем в среднем по стране. Однако за последние три года количество таких водителей выросло в десять раз и теперь составляет более 40% среди всех случаев нетрезвого вождения. Для сравнения, средний по стране показатель в 2024 году составляет 25%.
К сожалению, тенденция к распространению наркотиков не миновала и общественный транспорт. Например, несколько дней назад во Львове 50-летний водитель трамвая, находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, сбил на пешеходном переходе женщину сбил с двухлетним внуком.
Украинцы гасят стресс наркотиками
Наибольшая опасность наркотиков в том, что они, в отличие от алкоголя, почти мгновенно меняют сознание человека, поясняет в разговоре с NGL.media известный украинский нарколог и психотерапевт Олег Фитькало из Львовского медицинского университета. В контексте вождения наибольшее влияние, по его словам, имеет каннабис, в том числе и синтетический, поскольку он замедляет реакцию и влияет на настроение, а также амфетамины («соли») и кетамин.«Я даже технически не представляю, как можно управлять транспортом под солями. Это как раз те случаи, когда идет полный отрыв от реальности, а [водителей] под амфетаминами очень часто выявляют», — говорит Олег Фитькало.
«Рост количества водителей под наркотиками прежде всего свидетельствует о большем употреблении наркотиков во всей популяции, что в результате приведет к высокому уровню зависимости и увеличению психических расстройств связанных с употреблением, — добавляет эксперт, подчеркивая доступность таких веществ в Украине. — Война приводит к повышению стрессовой активности, а такую активность люди привыкли чем-то гасить, поэтому наркотики выходят на первый план, поскольку они быстро справляются с этим».
Еще до полномасштабной войны тогдашний генпрокурор Ирина Венедиктова говорила о проблеме распространения наркотиков. По ее словам, регулярно употребляли наркотики до 1,5 млн украинцев и их становится ежегодно больше на 8−10%. «Темпы роста наркомании в Украине являются одними из самых высоких в мире», — подчеркивала Венедиктова.
Как уменьшить количество нетрезвых водителей на дорогах?
Эту проблему уже годами пытаются решить более жесткими наказаниями. За последние десять лет дважды (в 2016 и 2021 годах) усиливали ответственность — в результате минимальный штраф увеличился в пять раз, а наказание теперь предусматривает обязательное изъятие водительских прав.
Жестче стало и наказание за ДТП с пострадавшими. С марта 2021 года в Уголовном кодексе появилась отдельная статья 286−1, которая предусматривает обязательное лишение свободы, если водитель-виновник был нетрезв. Например, упомянутый в начале этой статьи киевлянин Сергей Королев получил 9 лет заключения именно по этой статье.
Но можно ли было предотвратить автокатастрофу, виновником которой он стал? Ведь Королева неоднократно штрафовали, лишали водительских прав, но он и дальше продолжал ездить в наркотическом мареве, пока не убил четырех человек.
И он не один такой. Например, киевлянина Вячеслава Ковальчука сразу же после первого случая лишили прав, но потом еще трижды штрафовали за вождение под наркотиками. Год назад из-за наркотиков он уже стал виновником ДТП — к счастью, без пострадавших. Еще одним ярким примером является Артем Стеблюк из Горишних Плавней Полтавской области, которого за год минимум восемь раз штрафовали за вождение под наркотиками.
Андрей Крутень, руководитель патрульной полиции Львовской области, считает, что полностью исключить такие случаи не получится, однако можно сделать некоторые шаги для улучшения ситуации. «Если лишенный прав водитель и дальше садится нетрезвым за руль, то мы вносим сведения в отношении такого человека в ЕРДР, и есть примеры, когда в результате лицо было признано виновным в уголовном правонарушении за невыполнение решения суда», — рассказал Крутень в разговоре с NGL.media. По его словам, когда есть законные основания, патрульные изымают у таких водителей автомобили на штрафплощадку.
Еще одной мерой предосторожности должно было бы стать общее неприятие обществом нетрезвого вождения. «Если вы видите нетрезвого водителя, то позвоните в полицию, иначе это может очень плохо закончиться — и для такого водителя, и для окружающих», — объясняет Андрей Крутень, подчеркивая, что только в этом году из-за пьяных водителей на Львовщине погибли 19 человек.