Началом череды событий, повлекших запрет Марки, стало неконтролируемое распространение препарата за пределы университетов и клиник. Для тех, кто работал с этими удивительными молекулами, было непросто не прийти к выводу, что у них в руках внезапно оказались новые средства изменить мир – психоделическое евангелие. Для них оказалось непростым делом оправдать исключительно лабораторное применение данных веществ и использование их лишь для лечения больных людей. Уже спустя короткое время некогда уважаемые ученые, такие как Тимоти Лири, стали тяготиться волокитой объективной науки. Лири начал воспринимать науку как ещё одну социальную «игру», традиционные ограничения, которые пришло время сломать, как и все остальные.
Тимоти Лири
В 1963 году Тимоти Лири и Ричард Алперт были уволены из Гарвардского университета по обвинению в использовании неподходящих методов исследования галлюциногенов (проведение испытаний над студентами), на них возложили часть вины за попадание психоделиков на улицы и рост их неконтролируемого употребления.Не менее существенное влияние на популяризацию Марки оказала субкультурная коммуна «Весёлые проказники», прообраз всех будущих хиппи. Коммуна сформировалась в 1958 году под предводительством Кена Кизи. Летом 1964 года коммуна совершила знаменитое путешествие на разукрашенном автобусе от Калифорнии до Нью-Йорка и обратно, прославляя приход «Психоделической революции». Периодически устраивались «Кислотные тесты» – вечеринки, включающие приём Марки. К сожалению, не все участники подобных вечеринок были в курсе относительно эффектов вещества. Так в заголовки газет попадали случаи помешательства или суицида, а также несчастных случаев, связанных с употреблением Марки, что лишь усугубляло истерию вокруг него.
Автобус «Весёлых проказников»
Необходимо отметить, что семена бунта, посеянные «Проказниками» и Тимоти Лири, упали на благодатную почву. В молодёжной среде 60-х уже зрело недовольство капиталистическими ценностями послевоенной Америки и её агрессивной внешней политикой. Возможно, одним из ключевых событий, заставивших правительство принять меры, стало мощное антивоенное движение и его кульминация – «Поход на Пентагон», когда в октябре 1967 года в Вашингтон съехалось около ста тысяч молодых людей, протестующих против войны во Вьетнаме. Многие из протестующих имели длинные волосы и яркие одежды, они называли себя «Детьми цветов» и выкрикивали лозунг «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной!»).Наиболее вероятной причиной запрета Марки считают испуг правительства и консервативно настроенных слоёв общества перед возникшими в молодёжной среде тенденциями к масштабным социальным переменам.
Главной причиной того, что Марки оказалось под запретом, принято считать испуг правительства и консервативно настроенных слоёв общества перед возникшими в молодёжной среде тенденциями к масштабным социальным переменам. Станислав Гроф полагает, что психоделики стали угрозой для пуританских ценностей страны, и на это не могли не обратить внимания. Чувство уверенности, происходящее от мистического опыта, оказалось таким сильным, что стало угрожать существующим иерархическим структурам.
Почувствовав правительственные проблемы, «Сандоз» прекратил производство Марки в 1965 году, и во многих странах Марки стало запрещено или было доступно на очень ограниченной основе, что затруднило проведение исследований. Постепенно увеличивались ограничения на медицинские и психиатрические исследования, проводимые с Марки и другими психоделическими веществами. В 1970 году Ричард Никсон подписал «Закон о введении контроля над оборотом определённых веществ», в которым Марки и многие другие психоделики были помещены в самую строгую категорию «Список I», наряду с такими веществами, как Гера. В «Списке I» определяются вещества, которые, как утверждается, обладают «значительным потенциалом для злоупотреблений и зависимости» и не имеют «признанной медицинской ценности», что фактически делает их незаконными для любых целей без особых труднодоступных согласований. Исследования вскоре остановились, а полученные результаты были стерты из поля психиатрии.
Всё закончилось тем, что эти вещества были демонизированы. Трудно представить себе другую область науки, которую бы сочли столь опасной, что запретили бы всякие исследования на долгие десятилетия. В современной науке это беспрецедентный случай. Один из современных исследователей, Дэвид Натт, сравнил отношение государства к психоделикам с кампанией католической церкви против Галилео Галилея:
Церковь наложила запрет на телескоп в 1616 году, а мы запретили изучать психоделические наркотики и каннабис 50 лет назад. Это жесточайшая цензура. Что касается упущенных возможностей, это даже важнее декрета 1616 года.